Пермская государственная фармацевтическая академия – признанный центр фармацевтического образования в Российской Федерации.
Начало подготовки фармацевтических кадров на Урале связано с открытием в 1916 году в Перми университета. Опыт Первой мировой войны показал, что в стране практически нет фармацевтической промышленности. Новое государство остро нуждалась в кадрах для фармацевтической промышленности. В начале 1918 года по инициативе и поддержке Н.И. Кромера (известного ученого, магистра фармации) Пермский губернский Союз служащих фармацевтов обратился в Правление Пермского университета с ходатайством – обсудить вопрос о включении в состав университета фармацевтического факультета или фармацевтического отделения при физико-математическом факультете.
Народный комиссариат просвещения РСФСР 16. 07. 1918 года утвердил это решение, 1. 08. 1918 Совет физико-математического факультета постановил «Считать фармацевтическое отделение в составе физико-математического факультета». В университете создается комиссия для обсуждения этого предложения, которая приходит к выводу, что целесообразно открыть отделение при физико-математическом факультете, как самом мощном по численности преподавательских сил. Кафедра фармации была передана с медицинского на физико-математический факультет. Специалисты кафедры разработали учебный план. В соответствии с ним студенты первого курс должны были изучать предметы как: ботаника, зоология, анатомия, гистология, минералогия, геология, химия. Первый набор студентов происходит 23 сентября 1918 года.В составе фармацевтического отделения открывают 3 специальные кафедры: фармацевтической химии (при ней организуются 3 лаборатории – химико-фармацевтическая, судебно-химическая, химии пищевых веществ)-зав кафедрой Мезинг Э.К.; фармакогнозии с культурой лекарственных растений, кафедра технологии фармацевтических препаратов (на ее базе проходили курсы по товароведению, культуре растений и рецептуре -заведующим кафедрой Э. В. Зманчинский. Главными целями были обозначены: подготовка организаторов химико-фармацевтических заводов, подготовка кадров высшей квалификации для заводских предприятий по изготовлению лекарственных средств. Кроме этого фармацевтическое отделение проводило подготовку кадров высшей квалификации для аптек, для лабораторий при складах медикаментов и санитарных станциях, токсикологических и заводских промышленных лабораторий, организаторов введения в культуру лекарственных растений.
В 1929 году фармацевтическое отделение получило статус фармацевтического факультета. Факультет планировал на конец 20-х начало 30-х годов завершить оборудование опытного химико-фармацевтического завода. Были определены две главные цели завода:
1. «Изыскание и разработка способов использования местного сырья для приготовления лекарственного материала,
2. Стать основой для создания собственной химико-фармацевтической промышленности на Урале».
Однако этим планам не суждено было осуществиться. Начинается реорганизация университета. Факультет переводят в Березники, где планируют открыть химико-технологический институт. Но когда преподаватели и студенты добираются до Березников, концепция развития уже изменена и в нём нет места для фармацевтического факультета. Фармацевтический факультет присоединяют к медицинскому институту, который к этому времени также вышел из состава университета. В этот момент в стране разрабатывается и внедряется гипотеза о ненужности фармацевтического образования. Было сформировано мнение, что в советской системе здравоохранения не будет места фармацевту, так как научные задачи лекарствоведения будут решаться врачами, а технические – химиками. Аптеки должны быть переоборудованы только в больничные, в которых будет работать медицинский персонал (медицинские сестры и фельдшера). Основной функцией аптек будет перераспределение созданных на заводах готовых лекарственных препаратов. В соответствии с этой гипотезой 5 созданных центров высшего фармацевтического образования в 1931 году были ликвидированы. Такая же участь постигла фармацевтический факультет пермского медицинского института. Решением Наркомздрава СССР этот курс для продолжения и окончания учёбы был перебазирован в Ленинград на химико-фармацевтический факультет 1-го Медицинского института.
В 1936 году изменяется государственная концепция фармацевтического образования.8 сентября 1936 года принят декрет СНК о фармацевтическом образовании. В соответствии с декретом были открыты 9 самостоятельных фармацевтических институтов, в том числе Пермский фармацевтический институт. В 1937 году состоялся первый набор студентов на первый курс вновь созданного фармацевтического вуза.
В 1937 году создан самостоятельный фармацевтический институт. За 4 года самостоятельного существования, до начала Великой отечественной войны, Пермский фармацевтический институт оснастил свои кафедры необходимым оборудованием. За это время изменился состав научных кадров: в первый год существования института 87% сотрудников были совместителями, перед войной уже 58% сотрудников являлись штатными работниками. 5 сотрудникам присуждены ученые степени. С началом Великой отечественной войны число студентов увеличилось в 2 раза, прибыли эвакуированные из г. Москвы, Ленинграда, Днепропетровска. В третьем квартале 1941 года Московский фармацевтический институт объединяют с Молотовским фармацевтическим институтом. Преподавательский состав пополнялся за счет эвакуированных научных работников из г. Москвы, Ленинграда, Днепропетровска. Прибыли эвакуированные работники Бергольц М.Х., Щербачев Д.М., Юшкевич Ю.Ф., Астраханцев П.И., Львов Н.А. Выпуск провизоров удвоился и составлял 100 человек в год. Во время Великой Отечественной Войны научно-исследовательская работа велась под девизом «Всё для фронта - всё для победы». Из 31 темы научных исследований - 25 были посвящены одной узловой проблеме – «Изыскание новых лекарственных средств оборонного значения на базе использования местных сырьевых ресурсов». Историческая направленность фармацевтического образования на подготовку кадров для промышленных фармацевтических предприятий позволила преподавателям фармацевтического института во время Великой отечественной войны организовать производство ряда дефицитных препаратов (белого стрептоцида, эфира для наркоза и др.) на заводах области. На базе Березниковского химического комбината был организован цех по массовому производству неорганических препаратов (сернокислый барий для рентгена, хлористый кальций, хлористый натрий химически чистый). На базе пивоваренного завода был оборудован цех по производству медицинской глюкозы. На пермском мясокомбинате был организован цен по выработке гематогена, спермина, оварина, пепесина и бистальюина. Сконструированный в институте прибор для определения структурно-механических свойств вязких систем внедрен на предприятиях нефтяной промышленности. Оказана помощь маргариновому заводу по использованию отходов для изготовления антисептического мыла.
В послевоенные годы институт продолжал вести научно-исследовательские работы, база для которых была создана исследованиями военных лет. Вуз создавал собственные научные кадры. Под руководством профессора П.А. Петюнина в институте успешно развернулись исследования в области гетероциклических соединений и разработки новых методов синтеза органических соединений. П.А. Петюниным были определены принципы ацидохромной конденсации с точки зрения природы арильных радикалов, установлен механизм ее протекания. Получены новые реагенты - димагнезиламины, изучены их реакции с эфиром и галоидангидридами карбоновых кислот. Открыта новая реакции их альдегидами - реакция арамидирования альдегидов, в результате которой альдегиды превращаются в ариламиды карбоновых кислот и соответствующие спирты. Синтезирован новый реагент для расщепления рацемических аминов. Научные работы П.А. Петюнина широко известны не только в странах СНГ, но за их пределами. Под его руководством были защищены кандидатские диссертации и докторские диссертации, в том числе среди его учеников и Машевская Мария Сергеевна - первая в истории Пермского фармацевтического института женщина - защитившая докторскую диссертацию. Новым направлением в области аналитической химии явилось выполнение исследований по применению полярографического метода анализа для оценки фармацевтических препаратов. Под руководством профессора Н. Я. Хлопина в 1948-49гг были защищены 4 кандидатские диссертации, в 1950-1951 - 2 докторские диссертации. Создается новое аналитическое направление - разработка новых и совершенствование уже существующих методов фармацевтического анализа лекарственных веществ, основанное доцентом Г.И. Савельевой. Галина Ивановна Савельева создала и возглавила единое аналитическое направление - изучение реакций азотсодержащих органических оснований с ацидокомплексами металлов в применении их к анализу и изолированию. Это направление впоследствии развивалось профессорами Г.М. Кудымовым и Л.А. Чекрышкиной.
В 1955 году было открыто заочное отделение, которое в 1978 году было преобразовано в заочный факультет.
В 1972 году в Пермском фармацевтическом институте был открыт первый в стране факультет специализации и усовершенствования провизоров, который определенное время был единственным в стране.
В 1979 году было открыто подготовительное отделение, на котором обучалось ежегодно до 100 рабфаковцев. В 2000 году на базе подготовительного отделения был создан факультет довузовской подготовки молодежи.
С 1992 года вузом начата подготовка специалистов для зарубежных стран: Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии. За прошедшие годы на факультете подготовки иностранных граждан ПГФА обучались и продолжают обучаться граждане 25 стран дальнего и ближнего зарубежья. Наиболее крупные национальные группы иностранных учащихся в ПГФА традиционно представлены гражданами Сирии и Марокко.
В 1995 году вуз получил статус фармацевтической академии. В настоящее время основные направления выполняемых научно-исследовательских работ ПГФА соответствует приоритетным направлениям инновационного развития фармацевтической науки. Научные исследования и разработки в академии выполняются по трем научным направлениям, утверждённым ученым Советом академии: совершенствование лекарственного обеспечения населения, создание новых лекарств на основе продуктов органического синтеза и природного сырья, социальные проблемы человека и совершенствование образовательных технологий. В настоящее время в ПГФА создано 5 научных школ.